«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая».

Откровение 20:14

ЧТО ТАКОЕ АД?

Как-то в кругу друзей зашёл разговор о том, есть ли на самом деле ад.

«Разумеется, есть, — сразу же ответил один из них. — Куда же отправятся мои враги после смерти?»

«Ад — это вся наша жизнь, — сказал другой. Все страдания и печали посылаются нам за грехи».

«Не верь я в существование ада, обязательно попал бы в какую-нибудь историю. Что чаще всего заставляет людей жить честно? Только страх перед наказанием, больше ничего», — вступил в разговор третий.

«Ад, конечно, есть, — воскликнул четвёртый, — и там очень даже жарко. Когда умирает какой-нибудь нечестивец, его душа прямиком отправляется в огонь, где и остаётся навеки мучиться за прошлые грехи. Мне ад представляется таким».

«Я считаю, если есть небеса, куда после смерти отправляются добрые люди, значит должен быть и ад — для всякого рода негодяев. Куда-то ведь человеку нужно деваться после смерти? Кроме того, если Бог дает вечную жизнь праведникам, то Он должен бы и грешникам позволить жить в аду вечно».

В разговор вступил следующий собеседник: «Ад существует уже здесь и сегодня. Я в своей жизни пережил 15-минутный ад и знаю, что это такое.

Эта трагедия произошла вечером 28 октября 1995 года в бакинском метрополитене. Страшный пожар унёс почти триста жизней, среди них 28 детских, 269 получили различные ранения, 69 оказались в больнице.

Пожар охватил электропоезд в тоннеле у станции «Нариманов», когда многие бакинцы возвращались из гостей, от родственников, из театров. В последних двух вагонах неожиданно запахло гарью, потом погас свет. Шесть вагонов в считанные минуты охватило пламя, образовав огненную ловушку. Началась страшная паника. Пассажиры выбивали окна и двери, бросались в тоннель, чтобы добраться до находившейся буквально в нескольких метрах станции. Очень многие получили сильные ожоги, погибли, затоптанные обезумевшей толпой. В основном ими оказались дети, женщины и старики. Люди гибли целыми семьями. Страшно было смотреть на обуглившиеся трупы, а ещё страшнее на людей, заживо сгоравших, просивших твоей помощи... а ты не в силах им помочь. Я видел этот ад, длившийся всего 15 минут, и думал, что сойду с ума. Мне до сих пор страшно об этом вспоминать...» («100 великих катастроф XX века», стр. 364).

После этого рассказа спор продолжился с новой силой. Один из собеседников вставил своё замечание: «Это просто несчастный случай, свидетелем которого вы были. Ад, мне кажется, — это какой-то подземный вертеп огня и место мрака, куда ввергаются души закоснелых грешников немедленно после их смерти, и где они терпят наказание в течение миллионов и миллионов лет, т.е. практически бесконечно».

«Готов с вами поспорить, — вмешался до этого молчавший человек. Это раньше можно было пугать людей адом и заставлять их стремиться в рай. Теперь другие времена. В наш просвещённый век мы знаем, что ада нет. Есть только Бог, Бог любви, Который никогда и никого не наказывает».

«Интересно вы все рассуждаете, — заключил первый из друзей, начавший разговор, — нас тут семь человек, и мнение каждого не совпало с мнением остальных. В поисках ответа на этот острый вопрос правильнее обратиться к компетентному источнику».

Откроем Слово Божие и постараемся узнать, что оно говорит об «аде», месте его нахождения; кто в нём будет мучиться, когда и как долго.

ГДЕ НАХОДИТСЯ АД?

Многим это может показаться странным, но слово «ад» в Священном Писании вовсе не означает место, где горит огонь.

В Ветхом Завете слово «ад» или по-еврейски «шеол» встречается 65 раз. Это слово означает «царство мёртвых». На русский язык оно передано словами «ад», «могила», «преисподняя», «гроб» и никогда не связывалось с представлением об огне или наказании.

В Новом Завете слово «ад», по-гречески «гадес», встречается 11 раз (см. Матфея 11:23; 16:18;Луки 10:15; 16:23;Деяния2:27.31; 1 Коринфянам 15:55; Откровение 1:18; 6:8; 20:13-14) и имеет то же значение, что и «шеол» — т.е. могила, где умершие — как праведники, так и нечестивые — ожидают в бессознательном состоянии дня воскресения.

Ад есть место, где тело подвержено тлению. Христос тоже был в «аде», т.е. в могиле, но не подвергся тлению, потому что Бог воскресил Его. «Ибо Ты не оставишь души Моей в аде, и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Псалом 15:10).

«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них» (Откровение 20:13). Эти слова Писания подтверждают, что ад есть место, где пребывают не живые, а мёртвые, и что там находятся не только злые, но и добрые.

А вот древнегреческое слово «геенна», которое также переведено словом «ад» - обозначает место наказания огнём нераскаявшихся грешников. В Новом Завете оно встречается 12 раз - (см. Матфея 5:22.29-30; 10:28; 18:9; 23:15.33; Марка 9:43.45-47; Луки 12:5; Иакова 3:6).

«Геенна» — греческое название одной из долин вблизи Иерусалима, так называемой «долины сынов Енномовых». В древности в это место вывозили трупы животных и казнённых преступников. Там их сжигали, и поэтому постоянно поддерживался огонь. Иисус говорит об этом месте, что там «червь их не умирает и огонь не угасает» (Марка 9:44). То, что не съедали черви, уничтожалось огнём. Название этой долины, где сжигались трупы преступников, стали использовать для обозначения места, где все нечестивые понесут последнее наказание и будут окончательно уничтожены в огне.

Иисус использовал огонь Еннома как прообраз адского пламени (см.Матфея 5:22:18:9). Христос утверждал, что это пламя станет участью грешников после смерти (см.Луки 12:5). Во всех 12 текстах, в которых приведено слово «геенна» следует обратить внимание на следующие два факта:

1. Как тело, так и душа будут брошены в геенну огненную: «...бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мат фея 10:28). Дважды говорится «все тело» (см. Матфея 5:29-30).

2. Ни в одном из этих 12 текстов не сказано, когда нечестивые будут ввержены в геенну огненную. Наказание в огне описывается просто, как будущее событие.

Но приведённые тексты с достаточной ясностью показывают, что данное событие не наступает непосредственно после смерти. «Всё тело», как мы знаем, сразу же после смерти не бросается в огонь ада, а погребается. Во всех этих текстах Писания нет намёка на то, что «душа» попадает в ад тотчас же после смерти, а «тело» — в другое время, позднее.

Существует мнение, что «душа» есть мыслящая, чувствующая часть человека, а «тело» — как бы только её смертная оболочка, своего рода темница души. Согласно этому учению, душа грешного человека немедленно направляется в ад, в «геенну огненную», и только долгое время спустя Бог воскресит его временную оболочку — тело и будет судить, предав огню. Невольно возникает вопрос: справедливо ли, что Бог посылает умершего грешника в ад, где он мучится в огне сотни или даже тысячи лет, а при кончине мира воскресит его и призовёт на суд, чтобы установить: заслуживает ли он наказания или нет. Учение о вечных муках в огне представляет нам характер Отца Небесного в искажённом виде. Бог есть любовь, и Он всё сделал для того, чтобы мы жили вечно: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Господь не находит удовольствия в уничтожении или мучении грешников: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?» (Иезекииля 33:11).

КОГДА НЕЧЕСТИВЫЕ БУДУТ ОКОНЧАТЕЛЬНО НАКАЗАНЫ ЗА СВОИ ГРЕХИ?

Это произойдёт в день великого последнего суда Божия, когда все умершие грешники воскреснут, чтобы получить воздаяние по заслугам. «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоанна 5:29).

«Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая» (Откровение 21:8).

Нечестивые не подвергнутся второй смерти до тех пор, пока не получат второй жизни при втором воскресении, в конце тысячелетнего царства, о котором упоминается в 20 главе Откровения. В настоящее же время никто в аду не мучается. Огненное озеро, в котором нечестивые будут наказаны, не появится до тех пор, пока последние не воскреснут во время второго воскресения.

Многие задаются вопросом: А где же будет место наказания?

«Придет же день Господень, как тать ночью, тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петра 3:10).

Геенна огненная есть ничто иное, как наша земля, превращенная в день суда в огненное озеро. Пророк Малахия следующим образом описывает его: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Малахии 4:1).

Настолько жаркими и жадными окажутся языки пламени, что все нечестивые сгорят в них, подобно соломе. Всё спалит адский огонь, не оставив ни корня, ни ветвей. Во время лесных пожаров у деревьев нередко обгорают только ветви. Пророк Малахия говорит, что огонь, ниспосланный Богом, уничтожит и корни зла.

В какой момент произойдет истребление нечестивых, дьявола и его ангелов?

В главе 20, 7-10 текстах книги Откровение описываются последние события, развивающиеся вокруг небесного города Иерусалима. Когда соберётся несметное воинство нечестивых, обольщаемых дьяволом, желая захватить Новый Иерусалим, — в это мгновение Господь и изольёт огонь с небес: «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откровение 20:9).

Ничто не спасёт грешников от этого дня. Огонь спадёт с небес столь внезапно, что никому не удастся избежать его. Ненасытным, не щадящим никого будет это пламя. И угаснет оно, когда всякий след греха будет уничтожен, когда останется один пепел. «И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Малахии 4:3).

Об окончательной участи грешников Библия говорит следующее:

1. Грешники после смерти не попадают непосредственно в ад, но покоятся в могиле до дня воскресения и суда Божия.

2. В настоящее время никто не мучится в аду; нечестивые будут гореть в озере огненном не после смерти, а после воскресения и суда Божия. После первой смерти, с которой мы сталкиваемся сегодня в повседневной жизни, нечестивых ждёт «смерть вторая» в озере огненном. Это — будущее событие.

3. Местом наказания нечестивых станет наша земля, которая превратится в озеро огненное от славы Господа при Его явлении.

4. Нечестивые, получив «каждый по делам своим», перестанут существовать. Огонь, уничтожив их, очистит землю от греха и всех его последствий. Мы не знаем, сколько времени этот огонь будет гореть. Известно только, что он уничтожит сатану как корень зла и всех нечестивых как ветви.

«ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ», «ВЕЧНОЕ НАКАЗАНИЕ», «ВЕЧНОЕ МУЧЕНИЕ»

Согласно Писанию, Бог обещает вечную жизнь только праведным. Плата за грех — смерть, а не вечная жизнь в аду: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 6:23).

Когда речь идёт о наказании нечестивых, в Новом Завете употребляется слово «вечный». Этим термином переводится древнегреческое слово «айониос». Это определение применяется как по отношению к Богу, так и к человеку. В первом случае оно означает, что Господь обладает бесконечностью бытия, ибо Он бессмертен (см. 1 Тимофею 6:16). В отношении к смертным человеческим существам или к тленным вещам, оно обозначает лишь то время, пока человек живёт, а вещь — существует.

Например, в послании Иуды в 7 стихе сообщается, что Содом и Гоморра подверглись «казни огня вечного». Однако эти города не горят по сей день. Апостол Пётр сказал, что огонь превратил эти города в пепел, осудив их на истребление: «города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2 Петра 2:6). «Вечный» огонь пылал до тех пор, пока уже не осталось ничего, что могло гореть, а затем погас. Выражение «неугасимый огонь» или «вечный огонь» толкуется Библией как огонь, который не может и не будет затушен, пока он не окончит назначенного дела истребления греха и грешников.

Христос, говоря о вечном наказании, о «муке вечной»: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25:46), не имел в виду вечного наказания. Он подразумевал, что «вечная жизнь» (которую получат праведные) продолжится в течение бесчисленных веков в вечности; а наказание (которому подвергнутся нечестивые) тоже окажется вечным — но не вечным продолжением страданий в сознательном состоянии, а наказанием абсолютным и окончательным. Конец тех, кто подвергнется этому наказанию — смерть вторая. Это вечная смерть, после которой не будет, да и не может быть воскресения. Когда речь заходит о вечном наказании, имеется в виду результат, а не процесс наказания. Смерть, которая постигнет нечестивых, будет окончательной и вечной.

Употребление в Писании выражения «во веки веков»: «И дым мучения их будет восходить во веки веков» (см. Откровение 14:11; 19:3; 20:10) также послужило поводом к заключению, что наказание сатаны и нечестивых будет длиться всю вечность. Как и в случае с определением «вечный», значение выражения «во веки» определяется значением того слова, с которым оно употребляется. Если оно относится к Богу — его значение абсолютно, ибо Бог бессмертен, если к смертным человеческим существам — его значение ограничено.

Описание наказания Едома может служить хорошим примером применения этого выражения. Пророк Исайя говорит, что Бог превратит эту землю в горящую смолу, которая не будет гаснуть «ни днем, ни ночью», и «вечно будет восходить дым ее... во веки веков никто не пройдет по ней» (Исайи 34:9-10). Едом был уничтожен, но он не горит в настоящее время. «Вечно» длилось до его полного разрушения.

Повсюду в Библии ясно видно, что значение выражений «навсегда», «навеки», «во веки» имеет определённые пределы. В Ветхом Завете говорится, что раб мог служить своему господину «вечно» (см. Исход 21:6), что Самуил должен был оставаться в скинии «навсегда» (см. 1 Царств 1:22); а Иона думал, что ему придется остаться в чреве огромной рыбы «навек» (см. Ионы 2:7). Подобным образом употреблены эти выражения и в Новом Завете: апостол Павел, например, советовал Филимону принять беглого раба Онисима «навсегда» (см. Филимону 1: 15). Во всех приведённых случаях эти выражения означают «до тех пор, пока жив человек».

В Псалме 91:8 сказано, что нечестивые будут уничтожены «навеки». А пророк Малахия, пророчествуя о великом последнем огне, сказал: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Малахии 4:1).

Как только все нечестивые — сатана, падшие ангелы и нераскаявшиеся люди будут истреблены огнём — и корень и ветви — то нужда в смерти или аде отпадёт. Они тоже будут уничтожены Богом навеки: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая» (Откровение 20:14).

Таким образом, в Библии ясно показано, что наказание, а не наказывание будет вечным — и это смерть вторая. После этого наказания не будет воскресения, а последствия его станут вечными.

ПРИНЦИП НАКАЗАНИЯ

Смерть как наказание — это окончательный результат греха. Вследствие своих грехов все, отвергающие спасение, предлагаемое Богом, погибнут навеки. Но некоторые люди совершили чудовищные грехи, с дьявольским наслаждением причиняя страдания другим, а другие жили сравнительно нравственной, мирной жизнью, и главная их вина в том, что они отвергли спасение, дарованное во Христе. Справедливо ли подвергать их одинаковому наказанию?

Христос сказал: «И от всякого, кому дано много, много потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Луки 12:48).

Несомненно, те, чьё восстание против Бога было более открытым, пострадают больше. Однако необходимо понимать суть этих мучений в свете «второй смерти», постигшей Христа на кресте. Там Он понёс грехи всего мира. Ужасное разделение с Отцом было причиной Его нестерпимых душевных мук, не поддающихся описанию. Такие же страдания постигнут погибающих грешников. Грешники будут видеть сияющий Небесный град и осознавать, что для них вход туда закрыт навеки. Это будет страшное прозрение: столь близкое и такое недосягаемое спасение. Это будет ужас полного и безвозвратного отделения от Бога, отделение от Источника жизни. Они пожнут то, что сеяли не только при жизни, но и при последнем разрушении. В присутствии Божьем испытываемое ими чувство вины за совершённые грехи, вызовет у них величайшее страдание. Чем больше вина, тем сильнее окажутся мучения. Сатана, первопричина и подстрекатель ко греху, станет страдать больше всех. Это — окончательная смерть, за которой не наступит рассвет. И лишь пламя огня милосердно положит конец невыносимым мукам.

ОЧИЩЕНИЕ ЗЕМЛИ

Описывая день Господень, когда все следы греха будут уничтожены, апостол Пётр сказал: «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петра 3:10).

Мятеж подавлен. Ради блага всей Вселенной, ради счастья всякого живущего на ней, грех должен быть изглажен. Для этого Бог использует настоящий огонь. Для любящего Бога уничтожение человека — «необычайное дело» (Исайи 28:21). Он плачет над каждым погибшим, как над Своим единственным ребенком, но отступать нельзя.

Совершив своё дело, пламя угаснет. Мятеж будет подавлен, чтобы он уже никогда не потревожил счастливую Вселенную. Исчезнет грех, а вместе с ним смерть, боль и страдание. Планету, очищенную огнём от всякой скверны, Господь даст Своему народу как вечное жилище. Обновлённая, чистая и прекрасная, какой была в начале, она уже никогда не подвергнется осквернению. Всякое Божье творение будет находиться в гармонии, в которой никогда не прозвучит ни одной фальшивой ноты!