…Я свет миру…” (Иоанн. 8:12).

I. Краткое знакомство с курсом “Христос — Свет миру”
1. Почему этот курс называется “Христос – Свет миру”?
Многие люди с интересом читают о жизни великих людей, заслуживших известность, славу и уважение своих современников. Когда мы читаем об их подвигах, у нас невольно появляется желание подражать им. На страницах этого курса мы предлагаем читателям не обыкновенный биографический очерк о великом человеке, а историю искупления и спасения человечества через жизнь, смерть и воскресение Богочеловека Иисуса Христа. Его замечательная личность, Его простая и безгрешная жизнь, Его непревзойденное учение оказали огромное влияние, как на ход истории, так и на развитие характера людей в этом мире. Мы уверены, что читатели всех возрастов будут усваивать уроки этого краткого курса не только с интересом и уважением к личности Спасителя, но и благоговением перед Тем, кто на протяжении многих веков является единственным светом на пути человечества. Он – “…Свет
истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир” (Иоанн. 1:9).
2. Какими источниками мы будем пользоваться?
Наш курс основан на богодухновенном повествовании о жизни Иисуса Христа, которое мы находим в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Матфей изображает Христа как Царя, обещанного Израилю. У Марка мы видим Иисуса, представленного римлянам, которые были очень мало знакомы с Его личностью, как терпеливого, покорного слугу. Лука ясно представляет Его как Сына Человеческого, чутко относящегося ко всем нуждам и болезням человечества. Иоанн подчеркивает божественное естество Христа и старается показать красоту Его личности и безгрешной жизни, святость и совершенство Его характера, Его справедливость, принципы Его учения и любовь, которая исходила от Него, как свет солнца. В уроках мы иногда будем ссылаться на послания апостолов, а также
на Писания древних пророков, которые тоже говорят о Христе (Лук. 24:25-27, 44). Изучая эти уроки, вы увидите, что Иисус не был обыкновенным человеком, но был и является до настоящего времени Светом для всего мира.

3. Каков наш метод преподавания?
В этих уроках мы, по возможности, старались передать события из жизни Иисуса Христа в хронологическом
порядке. Когда луч солнца проходит через призму, он преломляется и образует прекрасные цвета радуги. Так и Свет мира, проходя через страницы Священных Писаний, приобретает особенную красоту: мы видим Христа как Великого Учителя и чудесного Целителя, как Друга грешников, как Пророка Божия, как Спасителя людей и Сына Божия.
II. Мир, в котором жил Христос
4. Где родился и жил Иисус?
Родился в Вифлееме, жил в Назарете. Иисус родился в Иудее, небольшой провинции Палестины, которая имеет всего 224 км в длину и 96-112 км в ширину. Назарет, где Иисус провел детство и юность, находится на расстоянии 112 км от Иерусалима (по прямой линии).
5. Какие языки преобладали в то время?
В восточных странах, прилегающих к Средиземному морю, говорили на греческом языке; в западных странах преобладал латинский язык. Иисус и Его ученики говорили на арамейском языке, которым уже много лет до того пользовались народы соседних с Иудеей стран; этот язык был широко распространен среди торгового населения.
После Вавилонского плена (конец 457 г. до Р. Х.) арамейский язык постепенно вытеснил древнееврейский, которым во времена Христа пользовались только ученые.
6. Какой была политическая обстановка?
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лук.2:1). В то время, когда Иисус родился, всем миром на протяжении 45 лет управлял Октавиан Август (от 31 г. до Р.Х. по 14 г. по Р. Х.). В его правление Римская империя наслаждалась миром и благополучием. Довольно мирная жизнь продолжалась и при ближайших преемниках Августа. Жители многих стран пользовались всеми правами римских граждан. Между отдельными народами этой обширной империи успешно развивалась торговля. Все эти условия создали почву и открыли путь для быстрого распространения христианства.
7.Что можно сказать о религии того времени?

В те дни существовало много противоречивых понятий о божестве. Римляне боготворили своего императора, его статуи воздвигались по всей стране, и это был своего рода культ почитания императора. Кроме того, существовало много религиозно-философских течений. Стоики придерживались многобожия. Они верили, что божество присутствует во всех предметах, что миром руководит священный закон, и человек должен добровольно делать все, для чего он предназначен, независимо от того, приносит ли это ему радость или горе, удовольствие или страдание. Эпикурейцы, в противоположность стоикам, учили, что высшей добродетелью является удовольствие. Эти два учения были распространены, главным образом, среди греков. Иудаизм - религия евреев, связанная с многочисленными
обрядами, был также широко распространен иудеями, жившим и в рассеянии после ассирийского и вавилонского пленения.
8. Какие направления преобладали в иудейской религии?
Фарисеи являлись главной и самой многочисленной религиозной группой; они старались сохранить в народе все национальные и религиозные традиции, а также надежду на грядущего Мессию (Мессия – еврейское слово, Христос – греческое, но оба они означают “Помазанник”). Саддукеи, люди как правило зажиточные и влиятельные, были главными противниками фарисеев. Они чтили закон десяти заповедей, но отрицали авторитет преданий, не верили в загробную жизнь, в воскресение мертвых и существование ангелов. Не ожидали они и Мессии. Саддукеи были материалистами. Ессеи выступали как против обрядности и формализма фарисеев, так и против материализма саддукеев. Они не принимали участия в делах, жили замкнуто, соблюдали левитские законы и старались достичь идеала святости и чистоты через самоотречение и молитву. Они верили в бессмертие души, но не верили в воскресение тела.
9. Каким было наиболее распространенное представление о Боге?
Преобладающей чертой во всех языческих религиях был страх перед разгневанным божеством. Иудеи восприняли от этих религий это же понятие о божестве. Вот в такой мир и пришел Христос, чтобы открыть людям истинного Бога «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).
III. Краткий обзор жизни Христа
10. Каким было состояние мира в дни Христа?
«…народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Матф. 4:16). В то время народы находились в состоянии нравственного упадка: большую часть населения составляли рабы, жизнь человека не ценилась, со святостью брака не считались. Иудеи замкнулись в себе и не распространяли своего влияния на окружающие их народы, считая их нечистыми. И в этот мрачный мир Иисус принёс свет Своего Евангелия, любви и всепрощения.
11. Каково было влияние святой жизни Христа?
Он не написал ни одной книги, никогда не занимал государственной должности, никогда не имел собственного дома и семьи, не посещал высшей школы и не жил в больших городах. Его распяли на кресте между двумя разбойниками. Прошло девятнадцать долгих веков, и сегодня Христос является центральной личностью всего человечества и стоит во главе всего прогресса.
Заключение: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Моё легко» (Матф. 11:28-30).
________________________________________
Контрольные вопросы: (Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения):
1. Курс предназначен для ученых людей. ________________
2. На страницах этого курса мы предлагаем читателям
обыкновенный биографический очерк о великом человеке. _________________
3. Как каждый евангелист представляет Личность Иисуса
Христа в своем Евангелии? (поставьте соответствующие буквы):
А. Матфей __ Бог
Б. Марк __ Слуга
В. Лука __ Царь
Г. Иоанн __ Человек
4. Иисус Христос – это Великий Учитель, Друг грешников,
Пророк Божий, Спаситель людей и Сын Божий. _______________
5. Иисус провел детство и юность в Назарете. ________________
6. Иисус и Его ученики говорили на греческом языке. _______________
7. Стоики учили, что высшей добродетелью является
удовольствие. _______________
8. Фарисеи являлись главной и многочисленной сектой. _______________
9. Мессия – еврейское слово, Христос – греческое,
но оба они означают “Помазанник”. ________________
10. В дни Иисуса Христа народы находились в состоянии
нравственного расцвета. ________________
11. Иисус принес в мир свет Своего Евангелия, любви
и всепрощения. ________________
12. Его распяли на кресте между двумя разбойниками. _______________

Ф.И.О. ______________________________________________________________________________________________________________
адрес______________________________________________________________________________телефон_________________________