…и придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется речённое через пророка, что Он Назореем наречется” (Матф. 2:23).

В Евангелии не дано подробного описания детских и отроческих лет Иисуса. Тем не менее, мы находим несколько очень ценных указаний, по которым можно представить себе ясную картину Его безгрешной жизни еще до того, как Он начал общественную деятельность. Во втором уроке мы остановились на том, как Иосиф и Мария со святым Младенцем бежали в Египет, чтобы спасти Его от гнева царя Ирода. Теперь мы находим их в Египте, где они ждали указания от Бога о своем возвращении в Палестину.
I. Город, в котором Иисус вырос
1. О чём ангел предупредил Иосифа во сне? «По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». (Матф. 2:19,20). Еще за 700 лет до рождения Христа было предсказано: “…из Египта вызвал сына Моего” (Ос. 11:1). Узнав, что Ирод умер, Иосиф и Мария тотчас сложили свои немногочисленные пожитки, взяли Младенца и отправились в Палестину.
2. Как было избрано место жительства? «Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские…» (Матф. 2:21-22). Первоначально Иосиф намеревался поселиться в своем родном городе Вифлееме. Но, подойдя к границам Палестины, он узнал, что в Иудее царствует сын Ирода. Тогда Бог, ради безопасности Младенца, послал ему с неба указание идти не в Иудею, а в Галилею. Галилея, расположенная на севере Палестины, была хорошо знакома Иосифу. Там, в городе Назарете, он жил с Марией еще до рождения Иисуса. Этот город, где Иисус провел детство и юность, находится в 112 км к северу от Иерусалима. Он расположен на
возвышенности (Лук. 4:29), с которой открывается прекрасный вид на гору Кармил; в отдалении виднеется Средиземное море. Современное название города – Эль-Назира.
II. Всестороннее развитие физических и духовных сил
3. Что сказано о взрослении Иисуса? «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». (Лук. 2:40). Иисус рос и развивался так, как развивается каждый здоровый ребенок. Его юный ум всегда был чем-нибудь занят. Он был рассудителен, вежлив и услужлив, верен принципам, послушен Богу и родителям. Он имел приятную внешность и безупречный характер.
4. В какой среде вырос Иисус? «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри». (Иоанна 1:46). Назарет был развращенным городом, а жители Назарета были настолько известны испорченностью нравов, что создалась поговорка: “…из Назарета может ли быть что доброе?” (Иоанна 1:46). Вращаясь среди безбожного и развращенного народа, Иисус остался праведным и святым. Это доказывает, что с помощью Божией возможно жить непорочной жизнью даже среди искушений, соблазнов, испорченности и бедности. В таком неблагоприятном окружении может развиваться чистый, божественный характер.
5. Какое образование получил Иисус? «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Иоанна 7:15). Иисус не получил образования как такового в школах раввинов, но по знаниям и мудрости превосходил самых великих учителей мира сего. Его мать была первой Его наставницей, и из ее уст Он уже с ранних лет знакомился с волей Божьей на основании Писаний Ветхого Завета. Иисус был очень наблюдательным и хорошо знал природу. В ней Он видел проявление силы, мудрости и любви своего небесного Отца. Все виденное Он сохранял в памяти и в сердце и впоследствии использовал как иллюстрации к Своим речам. Образование, полученное таким путем, было более ценным, чем формальные знания и религиозная философия, преподаваемые в школах раввинов.
6. Какие языки знал Иисус? “Наш Господь говорил на арамейском языке; в то время древнееврейский язык был уже мертвым языком, известным только образованному классу людей… Не подлежит, однако, сомнению, что Иисус был знаком с ним, так как иногда цитировал Писания по точному еврейскому оригиналу. Он, вероятно, знал также по-гречески, так как на этом языке говорили в соседних с Назаретом городах Кесарии и Вифсаиде. Неизвестно, знал ли Он латинский язык, официальный язык Римской империи, но и это вполне возможно” (Д. Фаррар “Жизнь Иисуса Христа”).
7. Какое всестороннее развитие получил Иисус? «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». (Лук. 2:52). Он развивался умственно (преуспевал в премудрости), физически (в возрасте), в духовной жизни (в любви у Бога) и в общественной жизни (у людей).
III. Первое посещение Иерусалима
8. Когда Иисус впервые посетил Иерусалим? «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник…» (Лук. 2:41-42). В двенадцатилетнем возрасте Иисус совершил Свое первое путешествие в Иерусалим на праздник Пасхи. Представим себе, с какими мыслями и чувствами Иисус совершил этот долгий путь из Назарета в святой город. Перейдя от детских лет к отрочеству, Он теперь носил другие одежды и имел больше обязанностей. С двенадцати лет еврейский мальчик уже назывался “сыном закона” и имел право участвовать в выполнении богослужебных обрядов наравне со взрослыми. Пасха была одним из трех главных иудейских религиозных праздников. Что же означал праздник Пасхи? Этот праздник длился целую неделю и напоминал народу Израильскому о выходе из Египта (Исх. 12 глава). В наше время все страны отмечают день независимости как свой национальный праздник. Точно также праздник Пасхи был для Израиля воспоминанием об освобождении от Египетского рабства. Главная же сущность праздника — напоминание о пришествии Иисуса Христа как Агнца Божия, как грядущего Спасителя, через кровь Которого можно освободиться от рабства греха и получить спасение и жизнь вечную.
9. Почему Иисус остался в Иерусалиме? «Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя
же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми…» (Лук. 2:43,44). Очевидно, праздничное богослужение произвело на Его юную душу такое сильное впечатление, что Он не мог оставаться в обществе родителей, которые, возможно, думали больше о внешней стороне праздника, чем о его значении. Иисус видел, как священник заколол жертвенное животное, и понял, какое отношение это имеет к Его собственной жизни. В этом агнце Он ясно видел Себя Самого. Позже Иоанн Креститель назвал Его Агнцем Божьим, который берет на себя грехи мира.
10. Где потеряли Иисуса родители? «Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». (Лук. 2:44-47). Они обвиняли себя в том, что слишком увлеклись разговорами с друзьями и потеряли из виду дорогого Сына, доверенного Богом их попечению. Наконец Иосиф и Мария нашли Иисуса в храме, рассуждающего с учителями о вере. Учителя не только отвечали на вопросы Иисуса, но и сами задавали Ему вопросы и удивлялись Его изумительным ответам. Возможно, Он спрашивал их о пророчествах Ветхого Завета (Ис. 53 глава). Понимали ли учителя то, что
понимал этот отрок из Назарета? Родители потеряли Иисуса в храме. В этом урок для нас. Если мы недостаточно ценим общение с Богом, не чтим Его Слово, не пользуемся возможностью говорить с Ним в молитве, то есть опасение, что и мы можем потерять из виду Иисуса, Свет, показывающий нам правильный путь в жизни.
IV. 18 лет молчания — период юности и зрелости
11. Чем занимался Иисус вплоть до Своего крещения? «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». (Лук. 2:51). В течение следующих восемнадцати лет Своей жизни Иисус готовился к общественной деятельности. Он не посещал школ раввинов и не получил специального богословского образования. Он был послушным Сыном Своих земных родителей, прилежным работником и примерным членом общества.
12. Был ли Иисус послушен родителям? (Лук. 2:51). Иисус Христос, Творец вселенной (Евр. 1:2), привыкший к поклонению ангелов (Евр. 1:6), стал человеком, жил как скромный юноша в небольшом городе и повиновался Своим земным родителям. Он не пользовался сверхъестественной божественной силой, чтобы облегчить Свою жизнь скромного труженика.
13. Был ли Иисус образцовым работником? Христос был образцом во всех отношениях. Он имел совершенное здоровое тело, совершенный святой характер, был образцовым тружеником. Никто не мог сказать плохого слова о сделанной Им работе. На его примере мы можем видеть, что труд, каким бы тяжелым он не был, не унижает человека. Плотник, крестьянин или домашняя хозяйка, верно выполняющие свои обязанности, заслуживают уважения у Бога и людей.
14. Является ли Иисус образцом для молодежи? “Иисус пример для нас. Многие подробно исследуют период Его общественного служения и в то же время оставляют без внимания уроки Его детства и юности. Но ведь Его жизнь в родительском доме — образец для подрастающего поколения” (“Желание веков”, с. 74).
Заключение: «Юноше или девушке, стремящимся быть подобными Христу в нынешней жизни и жить с Ним в вечности, требуется не только умственная, но и духовная пища. Прежде чем научиться алфавиту, они должны услышать об Альфе и Омеге. Им нужно узнать о грехе прежде, чем они узнают о синтаксисе. Более, чем закон всемирного тяготения, важен для них Закон Божий. Им нужно знать об Авторе Писаний лучше, чем об авторах-классиках. И прежде, чем решить вопрос выбора профессии или друга жизни, они должны решить вопрос своего спасения».
Обращение к родителям: дайте вашим детям возможность познакомиться с Иисусом: «…пустите детей приходить ко Мне…» (Лук. 18:16). Мы уверены, что многие из них пойдут по Его стопам!

Контрольные вопросы: (Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения):
1. В Евангелии дано подробное описание детских и отроческих лет Иисуса. _______________
2. Иисус провел детство и юность в Галилее. _______________
3. Вращаясь среди безбожного и развращенного народа, Иисус остался праведным и святым. _______________
4. Иисус получил образование в школах раввинов. _______________
5. Иисус говорил на арамейском языке. _______________
6. В двенадцатилетнем возрасте Иисус стал «сыном закона». _______________
7. Пасха – это праздник, символизирующий освобождение от рабства греха. _______________
8. Учителя в храме, задававшие Иисусу вопросы, удивлялись Его изумительным ответам. _______________
9. Иисус пользовался сверхъестественной Божественной силой, чтобы облегчить Свою жизнь. _______________
10. Труд, каким бы тяжелым он не был, не унижает человека. ______________
11. Жизнь Иисуса в родительском доме – образец для подрастающего поколения. _______________

Ф.И.О. ______________________________________________________________________________________________________________
адрес______________________________________________________________________________телефон_________________________