Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира” (Ис. 9: 6).

Имя “Иисус” означает “Спаситель” (Матф. 1:21). Это имя было дано Спасителю ангелом еще до Его рождения. Ученики обычно звали Иисуса “Учителем”, или “Равви” и “Господь”. Для неверующих в Него иудеев Он был просто “Иисус, сын Иосифов”. Но уверовавшие звали Его “Христос” или “Мессией”, что значит “Помазанник”. В этом уроке мы рассмотрим различные имена Иисуса, которые говорят о различных качествах Его характера и связаны с Его многогранной деятельностью во имя спасения человечества.
I. В именах Христа — его многогранная деятельность
1. Что сказал о Нем один верующий мыслитель? “Художник видит в Нем “прекраснейшего из сынов человеческих”. Для архитектора Он — ’’краеугольный камень’’. Астроном видит в Нем “Солнце Правды”. Для голодного Он — “хлеб жизни”, для биолога Он — “жизнь”, для строителя — “крепкое основание”, для плотника — “дверь”, для врача — “великий исцелитель”, для педагога — “великий Учитель”. Для фермера Он — “Сеятель” и “Господин жатвы”. Любитель цветов видит в Нем “цветок Сарона” и “Лилию долины”. Для геолога Он является “крепкой скалой”, для агронома — “истинной виноградной лозой”. Судья видит в Нем “справедливого Судию” всех народов, адвокат — “Свидетеля истинного и верного”, юрист — “Советника”, “Законодателя” и “Защитника”. Учащийся находит в Нем “воплощенную истину”, богослов рассматривает Его как “Начальника” и “Совершителя веры”. Для усталого труженика “Он Тот, Кто дарует покой”, для грешника Он — “Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира”. Для христианина Он — “Сын Бога Живого”, “Спаситель” и “Господь”.
2. Ради чего Христос носит различные имена? (Ис. 9:6). Ради нашего блага и спасения.
3. Какое имя Христа является самым близким и родным всему человечеству? (Евр. 2:11; Матф. 23:8). В течение Своей земной жизни Иисус Своим учением и служением показал, что не только иудеи, но и самаряне, греки и римляне и все другие народы могут иметь с Ним родственные отношения. Своим служением Христос хотел научить людей братству; Он Сам — их Брат, и Его Отец является также их Отцом. Он учит всех молиться: “Отче наш, сущий на небесах”.
II. Христос все и во всем — согласно Своим именам
4. Почему Христос является Светом миру? (Иоанна 1:9; 8:12). Этими словами Иисус провозгласил Себя Спасителем мира. Он — “…свет к просвещению язычников…” (Лук. 2:32). “Я сделаю Тебя Светом народов, чтобы
спасение Мое простерлось до концов земли”. В этом пророчестве говорилось об ожидаемом Мессии; и когда Он заявил: “Я свет миру”, они понимали, что Он говорит о Себе как о Мессии, Спасителе людей. Свет, исходящий от жизни и учения Иисуса, превосходил все, прежде известное миру. Великие художники – Рафаэль, Леонардо да Винчи, Иванов, Репин, Васнецов и другие – в своих замечательных картинах дали только слабое отражение “Света миру” — Иисуса. Знаменитые композиторы – Бах, Мендельсон, Чайковский, Бортнянский, Архангельский и многие другие – написали
свои лучшие произведения во славу Его. Искусство, культура, музыка, философия — все обогатилось благодаря учению Христову. Но Христос дает гораздо больше, чем могут дать наука и искусство. Он дает спасение. И если вы представите возможность Его свету озарить вашу жизнь, вы найдете путь к миру и счастью.
5. Какие имена свидетельствуют о вечном существовании Христа? “Сущий” или “Иегова” (Исх. 3:14), “Отец вечности” (Ис. 9:6), “Я есмь Сущий” (Иоанна 8:58, 59). Люди не хотели понять, что Иисус, будучи человеком, в то же самое время был и Богом, Сущим от вечности. Он “…вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр.13:8). Он жив и сегодня.
6. Какое имя дано Иисусу через пророка Иеремию? (Иер. 23:6). “…вот имя Его, которым будут называть Его: “Господь — оправдание наше!” Оправдаться пред Богом и оставаться правым или праведным возможно только
через веру во Христа. Сердце человека из грубого, жестокого и своенравного должно превратиться в мягкое и нежное, способное любить и сострадать; из “каменного” оно должно стать “плотяным”. Мы не можем заслужить спасение и царствие Божие ни своей принадлежностью к церкви, ни многочисленными молитвами или добрыми делами. Спастись можно только через Христа. Если Христос будет жить в сердце, то Он Сам Своим присутствием побудит нас делать добро. Но эти добрые дела не будут рассматриваться как заслуги пред Ним; они будут результатом Его присутствия в сердце и плодами Его благодати. Такая праведность “превзойдет” праведность книжников и фарисеев, и она необходима всем желающим войти в Царство небесное. Она приобретается через веру в Иисуса Христа (Рим. 3:19—26).
7. Какие имена Христа стали нам близкими через участие в Вечере Господней? (Иоанна 6:51,54,55; 1 Кор. 11:23—28). Христос назвал Себя здесь хлебом, а кровь Свою — питием. В этом тайна духовной жизни. “Как же тесно слова Христа связаны с нашей духовной жизнью! Он говорит: “Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную”. Мы можем жить святой жизнью только тогда, когда примем жизнь, отданную за нас на Голгофском кресте. И мы
получаем эту жизнь, принимая Его Слово и выполняя то, что Он заповедал. Таким путем мы соединяемся с Ним. Эти слова Писания особенно относятся к Святой Вечере. Когда мы с верой размышляем о великой жертве нашего Господа, душа наша наполняется духовной жизнью Христа. И тогда человек будет получать духовную силу от каждой Вечери. Посредством этого служения образуется живая связь между верующими и Христом, она соединяет с Богом тех людей, которые сознают свою зависимость от Него. Когда мы принимаем хлеб и неброженое вино, символизирующие ломимое тело Христа и Его пролитую кровь, то мысленно участвуем в Вечере, некогда совершенной в верхней горнице” (“Желание веков”, гл. 72).
8. Какое имя Христа указывает на Него как на Основателя церкви? (Матф. 16:18). Иисус Сам является Камнем или Скалой, на которой построена Его церковь. Того, Которого Петр назвал Сыном Бога Живого, Иисус назвал “Камнем”, и это был Он Сам — Камень, на Котором Его церковь построена. Врата ада не могут одолеть ее. Если бы Христос основал Свою церковь на Петре, как некоторые предполагают, то она не устояла бы против силы врага, как не устоял сам Петр в минуту испытания; он “…начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека” (Матф. 26:69-75). Впоследствии, когда Петр писал свои пастырские послания к церкви Христовой, он указывал на Христа, как на Камень, на Котором Бог основал Свою церковь (1Петр.2:3—5). И апостол Павел пишет об этом в (1 Кор. 3:11).
9. Каким будет имя Христа, однажды отвергнутое иудеями? (Иоанна 18:39). Лишь немногие иудеи узнали во Христе Царя грядущего Царствия Божия. “Пришел к своим, и свои Его не приняли” (Иоанна 1:11). Его соотечественники наконец привели Его к Пилату, римскому правителю, обвиняя в мятеже. Вожди народа иудейского отреклись от Христа и не пожелали признать Его за обещанного Богом Мессию (Иоанна 18:33—37). Убедившись в невиновности Иисуса, Пилат хотел освободить Его и предложил иудеям: “…хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?” (Иоанна18:39). Иудеи требовали Его смерти. Пилат был убежден, что Иисус не виновен, но решил действовать против своих убеждений и осудил Христа. Но на кресте Пилат приказал написать то, что действительно думал: “…Иисус Назорей, Царь Иудейский” (Иоанна19:19). Иисус действительно Царь Израиля. В наши дни Бог называет Своим именем — Израилем Божьим — народ, собранный из всех народов (Рим. 2:28, 29). В грядущем Царстве славы Иисус будет Царем всех искупленных из всех народов на земле. При Его Втором пришествии “На одежде и на бедре Его написано имя: “Царь царей и Господь господствующих” (Откр. 19:16). Тогда все не признавшие Его своим Царем обратятся к горам и камням, говоря: “..падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле…” (Откр. 6:16, 17). В грядущее время среди всех народов земли найдутся верные последователи
Христа, ожидающие и желающие Его пришествия. Таковым Он скажет написанное в Матф. 25:34.
III. Кто Он для тебя, друг мой?
10. Как называли Иисуса Его последователи? Мария — “Раввуни”, т. е. Учитель; Петр — “Ты Христос Сын Бога живого”, Фома — “Господь мой и Бог мой”. Кто он для тебя?
11. Какое имя Иисуса самое дорогое? «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Матф. 1:21).
Заключение: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Деяние 4:12.

Контрольные вопросы: (Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения):
1. В именах Христа выражена многогранность Его характера. _______________
2. Ради нашего блага Иисус носит различные имена. _______________
3. Христос может дать гораздо больше, чем может дать наука и искусство – Он
дает спасение. _______________
4. Люди, жившие во времена Иисуса, поняли, что Он, будучи человеком, в
то же самое время был и Богом, Сущим от вечности. _______________
5. Сердце человека из грубого, жестокого и своенравного с помощью Иисуса
должно превратиться в мягкое и нежное, способное любить и сострадать. _______________
6. Спасение возможно только через веру в Иисуса. _______________
7. Мы можем жить святой жизнью только тогда, когда примем жизнь, отданную за
нас на Голгофском кресте. _______________
8. Хлеб – символ ломимого тела Христа. _______________
9. Иисус назвал Павла «камнем», на котором будет построена церковь. _______________
10. Лишь немногие иудеи узнали во Христе Царя грядущего Царствия Божьего. _______________
11. Среди всех народов земли найдутся верные последователи Христа, ожидающие
и желающие Его пришествия. _______________
12. Все ли вам понятно в этих уроках? _______________
Ф.И.О. ______________________________________________________________________________________________________________
адрес________________________________________________________________________________телефон_______________________