“Всё сие Иисус говорил народу притчами, …да сбудется реченное через пророка, который говорит: “отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира” (Матф. 13:34—35).
Господь, поучая народ, пользовался притчами, т. е. примерами из повседневной жизни, чтобы наглядно показать духовную истину. Многие примеры Он брал у природы и человека. Переживания пастыря, купца, строителя,
земледельца, путешественника и домашней хозяйки — все это служило наглядным материалом, на котором Он объяснял народу важные духовные истины. На берегу Галилейского моря, в Капернауме или в Иерусалиме — везде “…множество народа слушало Его с услаждением” (Марк. 12:37). Под конец Своей жизни Христос произнес самые выдающиеся притчи на горе Елеонской.
I. Почему Христос учил притчами?
1. Во-первых, на примерах, доступных людям для понимания, Христос излагал самые глубокие истины спасения.
2. Во-вторых, Он желал вызвать интерес к Своему Царству. Он знал, что искренние люди, действительно желающие знать истинный путь в жизни, не успокоятся, пока не поймут истинного значения Его учения. Эти притчи пробуждали спящий ум и заставляли усиленно мыслить. В присутствии противников истины Христос применял прием иносказания.
3. В-третьих, Христос находил нужным действовать именно так потому, что иудейские старейшины следили за Его словами, ища повод обвинить и осудить Его. Если бы Он говорил более ясно и открыто, то должен был бы гораздо раньше прекратить Свое служение.
II. Глубокий смысл притч Христа
4. О чем говорит самая известная притча Христа? (Матф. 13:3). Мы можем себе ясно представить, как в это время на ближайшем свежевспаханном поле крестьянин сеял. Что хотел Иисус сказать этой притчей? Кто этот сеятель? И что представляет собой семя? Сеятель — Сын Человеческий. Семя изображает собой Слово Божие, а почва — сердца слушателей, куда падали семена. “При дороге” — в этих словах подразумевается равнодушный слушатель. Сердца таких людей затвердели под влиянием греха, как дорога под ногами прохожих. Удовольствия мира сего превратили их сердца в утоптанную дорогу, ведущую к погибели. Такая почва требует основательной обработки, чтобы на ней могло расти доброе семя. “Места каменистые” — почва очень неглубокая. Семена могут взойти, но под влиянием испытаний такие подразумеваемые христиане скоро оставляют истину. Единственная надежда таких людей — родиться свыше (Иоан. 3:3). “В тернии” — когда семя Евангелия попадает среди терний и
сорных трав: это заботы века сего, обольщение богатством, житейские наслаждения и другие вожделения, которые отнимают время, засоряют жизнь верующего и служат угрозой для души. “Добрая почва” — это те люди, которые принимают Писание охотно и с радостью, поэтому такое семя приносит плод. Христос насаждает в них Свое семя, и жизнь их преображается (Петр. 1:23—25). Какого рода почву представляете вы?
5. Какой притчей Христос изобразил духовный рост христианина? (Марк.4:26—29). Если верующий растет в благодати и познании Господа и Спасителя, тогда он — живой христианин; он может жить только пока растет. Как растение в каждый период своего развития может быть совершенным, так и верующий может быть совершенным на каждой ступени своего развития. Об этом в Писании говорится как об освящении; такое действие благодати продолжается всю жизнь.
6. Какая притча говорит о росте Царства Божьего? (Матф. 13:31, 32). Когда Христос рассказывал эту притчу, среди Его последователей было лишь несколько Галилейских крестьян, представлявших Его новое Царство. Священники и левиты, фарисеи и другие недоброжелатели Христа считали, что причина такой не многочисленности нового Царства состоит в отрицательном отношении иудеев не считая несколько простодушных рыбаков к учению Христа. Взгляните на первых вестников Евангелия в Европе. Какой мрачной и безнадежной кажется миссия Павла
и Силы. Взгляните на престарелого Павла, в цепях проповедующего Христа в крепости Цезаря. Посмотрите на маленькие общества рабов и крестьян, которые сражались с язычеством императорского Рима… И все-таки учение Христа, подобно горчичному зерну, упало на добрую почву и начало расти. Через 20-30 лет после изречения Христом этих слов Его учение распространилось во всем известном тогда мире. Через несколько веков даже римский император объявил себя христианином. В наши дни христианство — самая распространенная религия. Так маленькое зерно разрослось и наполнило собой весь мир. Это самое великое чудо в мире.
7. Как представлено действие благодати Божьей? (Матф. 13:33). Закваска, которую кладут в тесто, чтобы оно подошло – это образ, который показывает, как Дух Божий действует в жизни человека. Это не развитие наших врожденных качеств. Нет, эта сила приходит извне и полностью овладевает нами. Недостаточно только знать истину: истина должна влиться в нашу жизнь и, как закваска, смешанная с тестом, должна повлиять на нее. И когда жизнь изменяется, а мысли и действия согласуются с истиной Божьей, тогда мы можем быть уверены, что закваска действует.
8. Кто является нашей самой драгоценной жемчужиной? (Матф. 13:45, 46). Во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3). Он “…сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением…” (1Кор.1:30). Только Его жизнь чиста и непорочна как белая жемчужина. Притча имеет еще и другое значение. Погибшее человечество является драгоценной жемчужиной, а Христос — Купец, ищущий хорошие жемчужины; Он ищет, как спасти нас. Христос, отыскав Свои драгоценные жемчужины, сделает их еще более прекрасными, украсив ими Свой венец.
9. Какой притчей Христос изложил учение о суде? (Матф. 13:36—43; 13:47—50). Забрасывание невода — это проповедь Евангелия. Невод собирает в церковь злых и добрых. Когда миссия Евангелия будет завершена, суд исполнит дело разделения. Христос видел, как присутствие в церкви ложных братьев побудило некоторых говорить об истине плохо. Мир очернит Евангелие вследствие недостойной жизни ложных последователей. Даже христиане будут спотыкаться, когда увидят, что многие, носящие имя Христа не управляются Его Духом. Поскольку эти грешники находятся в церкви, то людям будет грозить опасность думать, будто Бог простил им грехи их. Поэтому Христос поднимает покрывало с будущего и повелевает всем смотреть, что характер, но не положение, решает судьбу человека. Обе эти притчи, о плевелах и неводе, ясно учат, что нет такого времени, когда все нечестивые
обратятся к Богу. Пшеница и плевелы растут вместе до жатвы. Хорошая и худая рыба вместе извлекаются на берег для окончательного разделения. Снова эти притчи учат, что после суда не будет больше благодати. Когда дело Евангелия будет совершено, сразу же последует разделение между добрыми и злыми, и судьба каждого класса будет навеки запечатлена.
III. Выводы и поучения
10. Поняли ли мы сущность изучения притч? (Матф. 13:51). Каждому посеянному семени жатва по роду своему. Так и в человеческой жизни. Всем нам нужно сеять семена соболезнования, симпатии и любви, потому что мы будем пожинать то, что сеяли. Каждая черта себялюбия, гордыни и самовосхваления, каждый поступок само угождения принесет такую же жатву. Тот, кто живет для себя, сеет в плоть свою и от плоти пожнет тление (Гал. 6:7—9).
11. Какова наша задача? (Иоан. 13:17). Слова не имеют никакой цены, если они не сопровождаются соответствующими делами.
12. Должны ли мы весть Христа заключенную в притчах, передавать другим? (Матф. 13:52). Никогда не следует упускать из виду, что истины, которым Христос учил, были одновременно новыми и старыми истинами. Слово Божие охватывает Новый и Ветхий Завет. Христос является центральной великой темой того и другого. В Ветхом Завете Он был таким же Спасителем, каким является теперь в новозаветное время. Этой притчей Господь показал, что истина не имеет полной цены, если не передается дальше.
Заключение: В затронутых притчах есть много пищи для размышлений. Продолжим размышление об этих истинах!

Контрольные вопросы: (Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения):
1. Господь, поучая народ, пользовался притчами. _______________
2. Притчи пробуждают спящий ум и заставляют
усиленно мыслить. _______________
3. Кого или что в притче о сеятеле символизируют:
«сеятель, почва, семя»? Поставьте соответствующие буквы:
А. Сеятель сердце слушателя
Б. Почва Слово Божие
В. Семя Сын Человеческий

4. “Добрая почва’’ – это те люди, которые принимают Писание охотно и с радостью. _______________
5. Освящение – это постоянное возрастание верующего
в благодати. _______________
6. Иудеи положительно относились к учению Христа. _______________
7. В наши дни Христианство – это одна из самых
распространенных религий. _______________
8. Действие Духа Божьего в жизни человека – это
развитие врожденных качеств. _______________
9. Только жизнь Иисуса чиста и непорочна. _______________
10. Характер, а не положение решает судьбу человека. _______________
11. Имеют ли слова какую-нибудь цену, если они не сопровождаются соответствующими
делами? _______________
12. Должны ли мы весть Христа, запечатленную в притчах, передавать другим? _______________

Ф.И.О. ______________________________________________________________________________________________________________
адрес__________________________________________________________________________телефон_____________________________