Однажды в церковь, где шло богослужение, вошел незнакомец. Одежда его была изношена, и весь облик говорил о крайней усталости. Этот человек был крайне ослаблен и, возможно, даже болен. Пришедший поведал собравшимся свою историю. Он отбыл заключение в исправительной колонии и теперь оказался на свободе. Но свобода не принесла ему радости. Он нигде не мог найти работу и жилье. И вот он ходит неприкаянно из города в город, тщетно ища помощи и сочувствия в сердцах людей. Едва успев произнести эти слова, человек упал, потеряв сознание от слабости и голода. Проповедник поспешил закончить богослужение, привел незнакомца в свой дом и позаботился о нем. На следующем богослужении служитель церкви обратился ко всему собранию с вопросом: «Как поступил бы Иисус на нашем месте?» Впервые люди, привыкшие думать только о собственном благе, почувствовали, что каждая минута их жизни должна быть прожита с именем Христа.
Проповедник напомнил людям слова апостола Иоанна, которые многие из них забыли:
«Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоанна 2:6). Но как узнать, как поступил бы Иисус в том или ином случае? Это сделать очень просто. Нужно изучать Его земную жизнь, молиться о разумении Его слова и подражать Ему во всех своих делах.

1. Жизнь Иисуса — жизнь, исполненная послушания
Иисус и Его Отец неразделимы. Иисус говорит: «Я и Отец- одно» (Иоанна 10:30). Иисус свидетельствует о том, что пришел на землю исполнить волю Своего Отца:
«Отче Мой!.. не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39).
Воля Господа дается человеку, чтобы он возрадовался, соблюдая Его Закон:
«Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Псалом 39:9). И Иисус стремится к исполнению Закона и находит радость в этом:
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Иоанна 15:10).
Движимые любовью, мы должны соблюдать Закон Господень, как Иисус. Спустя тридцать лет после воскресения Христа апостол Иоанн обратился со страстным призывом соблюдать все Заповеди, которые не утратили своей силы и сохранили то же значение, какое они имели до крестной смерти Иисуса.
«Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала... Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит» (1 Иоанна 2:7-8).
Спаситель дает нам новое видение древних Заповедей, освещая их немеркнущими лучами любви. С каменных скрижалей они переносятся благодатью Божьей в сердце человеческое и сияют новым светом и новой славой. Жизнь Христа, исполненная любящего послушания, - замечательный пример для нас.
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).

2. Господень день
Наш мир сотворен Христом вместе с Его Отцом. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евреям 1:1-2). В начале времен Господь сотворил мир в шесть дней, в седьмой же день - почил. Этот седьмой день, день субботний, отмечен благословением Отца и Сына. «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:1-3).
Итак, Творец отделил седьмой день тремя Божественными деяниями:
Он почил в седьмой день;
Он благословил седьмой день;
Он освятил седьмой день.
Господь сделал седьмой день святым днем и дал его человеку. Только Создатель мог освятить день, человеку это неподвластно. Суббота есть особый день недели, когда мы можем испытать душевный покой, который приходит от общения с Богом. Суббота была сотворена святой, отделена от других дней, принося человеку покой и благословение.
В четвертой из десяти Заповедей Господь установил: «А день седьмый - суббота Господу Богу твоему» (Исход 20:10). Именно суббота, седьмой день, есть день Господень, а не воскресенье, первый день недели. Библия не знает другого святого дня, кроме субботы, последнего дня недели. Бог называет этот день «святый день Мой».
«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить» (Исаии 58:13). Живя на земле, Иисус сказал, что Он - господин субботы:
«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марка 2:27-28). Вместе со Своим Отцом сотворил Сын седьмой день. Так, по праву Создателя, Христос есть Господин субботы.
«Господень день» упоминается и в последней книге Нового Завета. Находясь в изгнании на острове Патмос, апостол Иоанн имел видения, записанные им в книге Откровения. Совершенно очевидно, что первое видение открылось ему в Господень день, так как он записывает: «Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный» (Откровение 1:10).
В русском переводе говорится о «дне воскресном», в других же переводах используется более точное определение - «Господень день», которое четко и однозначно указывает на субботу. Именно в этот святой день нам может открыться благословенная возможность вступить в общение с Господом, как это произошло с Иоанном.

3. Соблюдение Христом библейской субботы
«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Луки 4:16).
«По обыкновению Своему» Иисус соблюдал субботу. В субботу Он находился в доме молитвы, ибо делом Его было «исполнить всякую правду» (Матфея 3:15). «Правда» в данном контексте означает праведный образ жизни, который возможен лишь при условии искреннего следования Слову Божьему во всех делах. Ни разу не встречаем мы упоминанияо том, что Иисус каким-либо образом нарушил этот день. Всегда Он чтил его.
«И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» (Луки 4:31-32). (см. также Марка 3:4). Суббота есть день, в который Господь приносит покой Своему народу. Слово «суббота» означает «покой», «отдых». Иисус пришел, чтобы научить людей, как следует соблюдать Господень День, чтобы обрести покой и для тела, и для разума, и для души. Заглядывая в будущее, которое придет после Его вознесения, Иисус называл это время тревожным. Предвидя разрушение Иерусалима, которое произойдет в 70 г. н.э., то есть спустя сорок лет после Его воскресения, Христос говорил:
«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу» (Матфея 24:20). Таким образом, Христос ждал и надеялся, что все Его последователи будут соблюдать субботу. На этот день указывает и Божественное установление, которое было дано у горы Синай за сотни веков до земной жизни Христа:
«Помни день субботний, чтобы святить его... А день седьмый-— суббота Господу Богу твоему» (Исход 20:8,10).
Ни Церковь, ни государство не могут изменить этот порядок. И если мы хотим найти душевный покой во Христе, мы должны помнить об этом единственном дне, который Он заповедал нам не забывать. Враги обвиняли Иисуса в том, что Он нарушал Заповеди Божьи.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном: а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матфея 5:17-19). Итак, мы узнаем, что Господь скорее даст исчезнуть земле и небу, нежели позволит изменить
Нравственный Закон.
Настолько ли важна Заповедь о соблюдении субботы, чтобы неукоснительно следовать ей? Иисус говорит, что ни на йоту не может быть изменен Его Закон. Незыблем Закон, и незыблемо должно быть наше соблюдение Закона.
Иисус, воплощение Живого Слова, во много раз умножил значимость Закона, соблюдая его. За несколько столетий до рождения Христа Исаия пророчествовал об этом:
«Господу угодно было ради правды Своей возвеличить и прославить закон» (Исаии 42:21). Все Десять Заповедей были соблюдены Иисусом, включая и Заповедь о седьмом дне. Его земная жизнь была примером послушания в следовании Закону и, вместе с тем, показала сущность этого Закона и возвеличила его.

4. Следуя примеру Иисуса
Иисус, завершив Свой труд по сотворению мира за шесть дней, на седьмой почил от трудов Своих. Завершив Свой труд по спасению мира, умерев на кресте, Он почил в Своей гробнице также в седьмой день.
Ученики Христа тоже ревностно соблюдали субботу.
«День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его; возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Луки 23:54-56).
Среди апостолов никогда не возникало вопроса, является ли библейская суббота «Господним днем»?
Попытка доказать, что в Новом Завете суббота с седьмого дня передвигается на первый день недели, - это значит стараться увидеть между строк то, чего в Новом Завете никогда не было. Поиски какого-либо обоснования для празднования Господня дня в воскресенье обречены на неудачу, поскольку они голословны. Соблюдение воскресенья не было заповедано Христом, никто из Его вернейших последователей также ничего не говорит об этом. Соблюдение воскресенья определяется, прежде всего, чисто человеческими чувствами и представлениями. Господь призвал апостола Павла поведать языческому миру чудесную историю избавления от греха. И среди язычников апостол свято соблюдал субботу. В Коринфе в течение полутора лет учил он людей Слову Божьему каждую субботу.
«Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов... И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деяния 18:4,11). В Деяниях (13:14,24,44) мы читаем, что апостол Павел строго соблюдал субботу, находясь и в Антиохии Писидийской. Из этого следует, что первая христианская церковь в Антиохии придерживалась седьмого дня - субботы. Из главы 16 мы узнаем, что апостол Павел вместе с другими христианами проводил субботние служения у реки близ города Филиппы. Находясь и в Фессалониках, Павел также следовал Заповеди о субботе «по своему обыкновению».
«Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам» (Деяния 17:2-3).
Последняя книга Библии (Откровение 14:13-16) рисует перед нами картину Второго пришествия Христа. Здесь же читаем мы о тех, кто сегодня уповает на скорое Пришествие Иисуса:
«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откровение 14:12). Итак, в последние дни соблюдающие Заповеди Божьи и верующие в Иисуса будут отмечены. Перед Приходом Иисуса истинный народ Божий строго будет следовать всем Заповедям Господним и соблюдать субботу как святой день. Когда искупленные вступят на Новую землю, суббота Христова станет их знамением вечного покоя.
«Новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь... Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Исаии 66:22-23).
На Новой земле все будут соблюдать субботу. И если уже сейчас мы начнем готовиться к жизни будущей, то уже сегодня надо начать неукоснительно следовать Заповеди о Господнем дне - субботе.

5. Радость субботнего дня
Господь говорит о седьмом дне - субботе: «Субботы Мои соблюдайте; ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исход 31:13).
«Дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я - Господь, освящающий их» (Иезекииля 20:12). Суббота свидетельствует о силе и власти Господней. Она есть обетование спасения христианину, жителю будущего Царства Небесного, свято следующему во всем Иисусу. Она есть знамение освященной жизни. Если мы будем верны символу Божьей созидательной силы, то и нам будут ниспосланы благословения Господни:
«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Исаии 58:13-14). Всем нам нужен мир и покой! Прислушаемся к обетованию духовного покоя, который дарован будет тем, кто соблюдает все Заповеди Господни:
«О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские» (Исаии 48:18; см. также Матфея 11:28-29). Всякий, нарушающий одну из Заповедей по собственной воле, нарушает и весь Закон Божий.
«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иакова 2:10).
Мы можем уповать на обретение внутреннего покоя, только соблюдая Заповеди, данные Господом во благо нам. «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Исаии 48:22). Многократно указывал Господь, что следует соблюдать субботу как знамение между Ним и народом Израилевым, как знак дарования им мира. Говорил Господь и о том, что послушание должно исходить из глубины сердца и быть искренним.
«О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Второзаконие 5:29). Но снова и снова нарушал Израиль установления Божьи. Народ отвернулся от истинного Бога, Создателя земли и небес, и поклонялся лжебогам язычников. Поклоняясь языческим кумирам, люди забыли о соблюдении субботы как святого дня Господня. Поэтому не смогли исполниться полностью данные им обетования. Их исполнение зависело от того, насколько верен будет народ в соблюдении Закона Божьего, включая и день субботний.
Какой же смысл заключен в субботе для нас, современных христиан? Мы почитаем того же Бога, что и Израиль в древние времена. Великий Закон Господень неизменен, и суббота, установленная при сотворении, стала в течение веков символом покоя и жизни во Христе. Этот святой день означал для Адама и Евы мир и покой, когда они пребывали в своем совершенном мире. Он означал мир и покой для патриархов древности. Он символизировал обетованный покой, на который уповал порабощенный Израиль. Он принес покой распятому Христу, когда Он лежал во гробе в день субботний.
Изменилась ли каким-нибудь образом значимость субботы для новозаветной Церкви? Вслушайтесь в слова новозаветного автора:
«Ибо негде сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих»... Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность... Ибо, если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евреям 4:4,6,8-10). Божий народ прежних времен имел ту же Благую весть, что и мы, но они отвергли веру и явили непослушание. И так как обетование зависело от послушания, народ этот так и не обрел духовного покоя, который они могли бы обрести в Ханаане.
Апостол говорит нам, что их неудача в достижении духовного и материального покоя на Земле Обетованной не означает, что само обетование потеряло свою силу. Мир и покой есть часть и новозаветного обетования. В новозаветные времена суббота остается символом вечного покоя. Обратим внимание на следующие слова: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евреям 4:9). Седьмой день, суббота, сотворенная в начале времен, есть вечное знамение мира и покоя во Христе. Так же, как соблюдение субботы было частью замысла Господня в начале, так и сегодня и во времена грядущие Заповедь эта будет неизменной. Как крест Христов обещает верующему мир, так и Небеса обещают покой тем, кто вознесется на них. Как новозаветные христиане, мы должны строго соблюдать библейское субботство. Соблюдать не для того, чтобы быть спасенными, но соблюдать как знамение своего спасения и знак того, что, будучи спасенными, мы храним Закон Божий, записанный у нас в сердце и в разуме. Мы станем счастливыми обладателями освященной жизни.
Библейская суббота станет символом, указывающим на нашу благословенную принадлежность к народу Господа Бога Иисуса Христа.
Вы стремитесь обрести мир и покой?
С Иисусом в сердце вы найдете мир Божий, «который превыше всякого ума» (Филиппийцам 4:7).
С Иисусом в сердце вам откроется умение «поступать так, как Он поступал» (1 Иоанна 2:6). Седьмой день - суббота - это сотворенный Христом символ Божьего Царства мира и покоя.
Примите его как знамение своего единства с Господом!