«Господь благосклонно посмотрел на Авеля и его жертвоприношение, а на Каина и его жертвоприношение не посмотрел. Каин сильно разгневался, и взор его поник» (Быт.4:4,5, ИПБ; см. также Быт.4:1-5).

Каин пришел пред лицо Божье с сердцем, переполненным ропотом и неверием в обетованную жертву и в необходимость ее принесения. Его дар не выражал никакого раскаяния в грехах. Подобно многим нашим современникам, он считал признаком слабости следовать точному плану, намеченному Богом, всецело доверяя свое спасение искуплению, которое совершит обетованный Спаситель. Он избрал путь независимости. Каин пришел пред лицо Божье со своими собственными заслугами. Он не принес ягненка и не смешал его кровь со своим приношением, а принес выращенные им плоды - результаты своего труда. Он принес свою жертву как одолжение Богу и надеялся получить с ее помощью Божественное одобрение. Каин послушно построил жертвенник, послушно принес жертву, но его повиновение не было полным. Он пренебрег самым главным, а именно: признанием своей нужды в Искупителе...
В лице Каина и Авеля представлены две группы людей, которые будут существовать до конца мира. Одни люди получают прощение через жертву за грех; другие предпочитают полагаться на собственные заслуги, их жертва не нуждается в Божественном посредничестве, и она не может примирить людей с Богом. Наши преступления могут быть прощены только через заслуги Иисуса ...
Некоторые утверждают, что человечество нуждается не в искуплении, а в развитии, что люди собственными усилиями могут облагородить, возвысить и преобразовать свою натуру. Подобно тому как Каин надеялся приобрести Божью милость через жертву, лишенную искупительной крови, так и эти люди надеются возвысить человечество до Божественного уровня независимо от примирения с Богом. Но история Каина свидетельствует о том, к чему это приводит. Она - подтверждение того, чем может стать человек без Христа. Человечество бессильно возродить себя, поскольку направлено не ввысь, к Божественному, а вниз, к сатанинскому. Христос - наша единственная надежда. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». «И нет ни в ком ином спасения» (Деян.4:12,11) (Патриархи и пророки, с. 72, 73).